+7 (846) 274-27-67 

Инновационное Шасси

проектно-консалтинговый центр

www.инновационноешасси.рф 

Сверхкомпактная БМ «Ласок» - может поражать беспилотники и даже поместится с десантом внутри вертолета Ми-8

 

Известно что, на вертолетах МИ-8, которых с 1965 г, в разных модификациях (в том числе и на экспорт) было выпущено свыше 12 тыс. шт. – можно перевозить не только людей, но и различные габаритные грузы.

Например, тран­спортный вариант МИ-8Т предусматривает перевозку пассажиров и грузов общей массой до 4000 кг. Размеры грузового отсека МИ-8Т: высота – 1,8 м, длина – 5,34 м, ширина (на полу) – 2,06 м.

При такой грузоподъемности вертолета, ограниченной высоте и ширине проема – в грузовом отсеке Ми-8 помещался только «низкорослый» внедорожник типа «Нива» («Lada 4х4») или УАЗ-469 (со снятыми дугами и верхом крыши), но армейским подразделениям необходим именно бронеавтомобиль – полно приводной, компактный и легкий, построенный на базе отечественных серийных агрегатов. 

И теперь транспортировка бронеавтомобилей на борту МИ-8 стала возможной: в 2020 году, под руководством специалистов ПКЦ «Инновационное Шасси», в инициативном порядке собран Опытный образец компактного бронеавтомобиля – Аэромобильная легкая бронемашина (АлБМ) «Ласок».

Изготовление в короткие сроки Опытного образца бронемашины стало возможным за счет эффективного перехода предприятия, во второй половине 2019 г, на работу с Партнерами по системе аутсорсинга.

Опытный образец АлБМ «Ласок 4-П», имеет в основе модульную компоновку от бронированной штурмовой машины (БШМ) «Саранча», но оснащен более легким шасси 4х4.

Информация о Проекте БШМ «Саранча» впервые была представлена на Форуме «АРМИЯ-2019» (см. в Каталоге форума в разделе: Вооружение и техника Воздушно-десантных войск).

Внешний вид Опытного образца бронемашины «Ласок 4-П» пока является коммерческой тайной, так как еще не закончилась регистрация ряда Патентов на Изобретения, имеющих непосредственное отношение к конструкции и конфигурации корпуса новой бронемашины.

Название бронемашины "Ласок" происходит от названия самого маленького плавающего, стремительного и бесстрашного ночного охотника животного мира: Ласки.     

Предназначение и основные характеристики АлБМ «Ласок 4-П»

 

Бронемашина «Ласок 4-П» создана на основе детального анализа боевых операций в различных локальных конфликтах и предназначена для выполнения задач спецподразделениями, передовыми боевыми и разведывательными группами (до 3-х бронемашин на штатное отделение), а также для патрулирования, обеспечения действий инженерно-штурмовых подразделений – в сложных условиях квартальной застройки, горной и сильно пересеченной местности. 

Легкая бронемашина «Ласок 4-П» с броне-капсулой и модулем грузового отсека, специально разработана с низким силуэтом и параметрами небольшой массы (компактный несущий бронекорпус) для обеспечения возможностей транспортировки внутри многоцелевых вертолетов типа Ми-8 АМТШ – вместе с боевой группой (в экспортном варианте Ми-171 Ш).

Снаряженная масса Опытного образца АлБМ «Ласок 4-П» – 2045 кг (двигатель, др. агрегаты и узлы от серийных легких внедорожных шасси Российских производителей), полная масса машины – до 2700 кг, грузоподъемность около – 650 кг.    

В конечной конструкции Изделия снаряженная масса АлБМ «Ласок 4-П» предполагается в пределах – 1900 кг (в базе, по 4-му классу защиты), а грузоподъемность – не менее 800 кг.

Высота бронемашины «Ласок 4-П» – 1720 мм, ширина – 1880 мм, длина – 4580 мм (при сложенном кузове грузового отсека, длина машины – 3970 мм), колесная база – 2420 мм, дорожный просвет 260 (370) мм, преодолеваемый брод – 0,9 м.

Длина бронемашины до 4-х метров необходима для авиа транспортировки, а также для перевозки, например, одновременно 3-х машин – в кузове трейлера (фуры), со стандартной длиной 12 м или в 40-футовом морском контейнере.

За счет эффективно-рациональных углов наклона броне-поверхностей и компонентов разнесенной брони, общая толщина элементов стальной брони корпуса не превышает 4,5 мм (при этом толщина лобовой брони на отдельных участках: 6-8 мм), и с учетом специальной компоновки бронестекол, масса броне-капсулы совсем не большая.

Состав и характеристики штатных элементов разнесенного бронирования зависят от класса защиты, в базе – это  4-й класс (5-й кл. – опция) по предыдущему ГОСТу Р 50963 «Защита броневая специальных автомобилей» или в соответствующих стандартах по ОТТ-9.1.12.1-2010. Причем в состав разнесенного бронирования специалисты подобрали компоненты, как из стали средней твердости, так и из стали высокой твердости.  

Броне-капсула АлБМ «Ласок 4-П» вмещает 4 человека и спроектирована с учетом обеспечения противоминной защиты военнослужащих, она имеет противоосколочный подбой и оснащается антитравматическими сиденьями.

Конечно, исходя из обеспечения необходимой вместимости, заданного уровня противоминной защиты и аэро-мобильности – бронемашина «Ласок 4-П» по баллистическим показателям имеет относительно невысокий класс защиты. Например, ее баллистическая защита уступает легендарному Советскому легкому (боевая масса – 2,4 т.) бронеавтомобилю БА-64 (1942-1945 г) – лобовая броня которого, с рациональными углами наклона и толщиной до 15 мм, способна была выдерживать обстрел даже из пулемета кал. 12,7 мм. 

Специальная конфигурация и компоновка броне-капсулы, в числе других преимуществ, также обеспечивают возможность быстрой замены водителя на водительском сиденье (например, в случае его не дееспособности) – без покидания салона бронемашины.  

С учетом специальных габаритов машины, грузовой отсек выполнен небольшим, но широким – 1,82 м. Для размещения дополнительных грузов и снаряжения, на крыльях задних колес и по бортам имеются специальные крепления (см. фото).  

Броне-капсула сообщается с грузовым отсеком посредством броне-люка на задней стенке. Грузовой отсек закрывается тентом и при необходимости в нем могут разместиться еще до 3-х чел. десанта (спиной к броне-капсуле) – здесь они имеют фронтальную и некоторую защиту по бортам (с дополнительными боковыми броне-щитками).  

 

Бронирование моторного отсека АлБМ «Ласок 4-П» имеет особую конфигурацию и специальную систему защиты – на принципах «сэндвич-сегментирования» разнесенной брони, снижающую тепловизионную заметность машины, а также уникальную ленточно-рантовую броне-защиту радиаторов жидкостного охлаждения двигателя.

Спереди моторного отсека имеется специальное место (площадка за бампером) для установки лебедки и др. дополнительного оборудования – в штатных габаритах машины.      

 

Компактные габариты и малая масса бронемашины «Ласок 4-П», при достойных показателях баллистической и противоминной защиты, достигаются непосредственным применением инновационной блок-рамной конструкции шасси – в комплексе со специальной конфигурацией рационального бронирования (указанные Инновации зарегистрированы в Роспатенте как Изобретение).  

На основе легкой компакт-модульной платформы АлБМ «Ласок 4-П» возможны модификации бронированных командно-штабных машин (КШМ): машины управления для командиров подразделений батальонного звена, машины для патрульных групп, машины связи и др.    

Для ряда модификаций колесных бронемашин «Ласок 4-П» предусмотрено специальное оснащение – в виде дополнительного комплекта резинометаллических гусениц: на осенне-зимний период или для применения на местности со слабой несущей способностью грунтов (песок, болотистые почвы, снег). 

Вооружение АлБМ «Ласок 4-П»

Из-за ограниченной высоты грузового отсека (1,8 м) на вертолете Ми-8, для бронемашин серии АлБМ предусмотрены башенные установки со складными броне-щитками и механизм убирающегося в салон пулемета калибра 12,7 мм (на специальном погоне).

Базовое вооружение бронемашины «Ласок 4-П»: пулеметы ПК и РПК кал. 7,62 (5,45) мм и пулемет «Корд», кал. 12,7 мм. 

Отдельно по приоритетам вооружения сверхлегкой бронемашины. Известно, что на дистанциях до 1300-1500 м, из крупнокалиберного пулемета (со специальным прицелом), практически на любой современной бронемашине Противника (включая танки), можно уничтожить: внешние приборы наблюдения и управления вооружением, триплексы механика-водителя и др. оборудование (в том числе защищенное броне-створками), то есть фактически надолго «ослепить» бронемашину Противника. 

Также из пулемета кал. 12,7 мм. «Корд», на указанных дистанциях, несложно поразить бронеавтомобили типа: «HMMWV», Fennek, Iveco LMV и др., а также большинство РСЗО и ракетных установок Противника.

Компактная бронемашина «Ласок 4-П», по сравнению с указанными более громоздкими бронеавтомобилями, при почти равном классе баллистической защиты, имеет существенные преимущества по малозаметности, маневренности, а соответственно большей живучести в боевой обстановке и особенно в квартальной застройке..

Другие особенности бронемашины «Ласок 4-П»

За счет использования особой конструкции шасси, изготовление бронемашин серии АлБМ, возможно на узлах и агрегатах практически любого легкого внедорожного шасси, в том числе и зарубежного производства.  

На бронемашине «Ласок 4Л» предусмотрено 2 топливных бака, меньший из которых является резервным и размещается в забронированном пространстве. Топливные баки взрывобезопасные, в частности в них предусмотрен ячеистый наполнитель, который уменьшает опасность детонации паров топлива.  

В колесах бронемашины предполагается устанавливать пулестойкие пластиковые вставки - ограничители деформации шины, позволяющие даже при поврежденной шине продолжить движение.    

При транспортировке спецподразделений вертолетами типа Ми-8, и последующего мобильного передвижения боевой группой, например, в составе полного отделения, к 7-ми военнослужащим, размещаемым на бронемашине «Ласок 4-П», дополнительно еще 3-5 чел. с имуществом и снаряжением – можно перевозить на буксируемом автоприцепе.

Для этих целей предусмотрен переоборудованный легкий одноосный прицеп (на базе серийного гражданского прицепа), который также как и бронемашина со сложенным кузовом, размещается специальным образом в одном вертолете Ми-8. 

При тактической переброске вертолетами боевых групп и легких бронемашин одновременно с большим объемом снаряжения – в целях реализации отдельных спецзадач, а также для ускорения доставки, высадки, дезинформации противника и пр., может, применяется известная «челночная» схема доставки. Здесь в нескольких десятках километров от фактического места высадки, часть имущества в заданном районе на парашютах или без них, выбрасывается с вертолетов, а потом высадившиеся спецгруппы на легких бронемашинах с прицепами – забирают указанное имущество из заданного района.  

Предполагается и амфибийная модификация АлБМ «Ласок 4-П» – плавающая.

При изготовлении сверх легкой боевой амфибии не планируется массовое применение легких броне-сплавов, ввиду их недостаточной эффективности для бронемашин с относительно невысоким классом защиты (в категории: стоимость-защита). Для плавающей бронемашины (по которой мы сейчас ведем работу), предусматривается комбинированная защита из броневой стали и металлополимеров. 

В будущем предполагается устанавливать на бронемашины «Ласок» робототехнические комплексы управления машиной и вооружением, в этом случае каждая бронемашина сможет выполнять задачи прикрытия и огневой поддержки своей боевой группы в дистанционно-управляемом режиме.

Приглашаем Инвесторов и Партнеров в этот Проект.

«Ласок-РЭП» - борьба с беспилотниками

На базе Аэромобильной легкой бронемашины (АлБМ) «Ласок» предполагается создавать ряд модификаций «Ласок-РЭП» с установкой специального оборудования для борьбы с низко высотными беспилотными летательными аппаратами (БпЛА). 

Специальное оборудование радиоэлектронного противодействия (РЭП), но более увеличенной дальности предполагается устанавливать и на разрабатываемый сейчас для перевозки внутри вертолетов Ми-8 – аэромобильный легкий транспортер (АЛТ).

Коротко о легком транспортере. Аэромобильный легкий транспортер «Ласок 3-Т» – это компактный рамный автомобиль снаряженной массой до 1,8 тонны, с 3-х местной броне-кабиной, построенной на принципах противоминной защиты, легким шасси 4х4, низким силуэтом и универсальной модульной платформой.

Как и у компактной бронемашины «Ласок 4-П», на легком транспортере, предполагается бронирование кабины не менее 4-го класса (5-й класс – опция) по ГОСТ Р 50963 (предыдущему) или в соответствующих стандартах по ОТТ-9.1.12.1-2010.

 Габариты легкого транспортера «Ласок 3-Т» не превышают 1,8 м по высоте – для возможности его транспортировки внутри вертолетов типа Ми-8. Грузоподъемность АЛТ – до 1,2 т (отдельные модификации – плавающие). Базовое вооружение – пулемет РПК.

Компактный бронированный легкий транспортер оснащается универсальной платформой – для размещения различного вооружения, например минометов кал. 120 мм, легких зенитных установок и др., также АЛТ может использоваться для перевозки специального снаряжения боевых групп, различных грузов, в качестве легкого тягача и пр.   

В состав базового дополнительного оборудования указанных бронемашин может входить модульный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП), специальная демпфо-платформа комплекса и автономный дизель-генератор. На второй бронемашине может располагаться модуль скорострельного вооружения малого калибра.

Комплект активных элементов комплекса РЭП устанавливается в грузовом отсеке бронемашины «Ласок 4-П» или на грузовой платформе (у АЛТ «Ласок 3-Т») – в специальном защищенном «броне-колодце».

При переводе комплекса в рабочее положение, под управлением оператора, активные элементы обнаружения и радиоэлектронного противодействия, из «броне-колодца», подымаются над крышей машины – для осуществления непосредственного поиска, обнаружения и радиоэлектронного противодействия объектам противника. 

Специальная демпфо-платформа комплекса сглаживает вибрации при движении бронемашины – для обеспечения устойчивой работы оборудования РЭП.

Для комплектования бронемашин средствами борьбы с беспилотниками рассматриваются комплексные системы от различных отечественных производителей.

Их условно можно разделить на 3 основных категории:

Категория А (масса 25-50 кг), легкий объектовый комплекс радиоэлектронного противодействия, например, типа "Купол-ПРО" (стоимость от 1 млн. руб), см. фото 1. Подобный комплекс РЭП путем заградительного электромагнитного воздействия всенаправленного действия 360°х180°, выводит из строя радиоэлектронные системы БпЛА в радиусе: 2-3 км и по высоте: около 1,5-2 км.

Для защиты от БпЛА объектовый комплекс может устанавливаться на любой стационарный объект или отдельную машину, в том числе и для защиты небольшой группы машин.   

Категория Б (масса около 100 кг), более мощные комплексы с увеличенной дальностью обнаружения и зоной радиоэлектронного противодействия БпЛА. Они существенно больше предыдущей модели по габаритам, такой комплекс может устанавливаться непосредственно в грузовой отсек АлБМ «Ласок 4-П», и применяться как специализированное средство для борьбы с беспилотниками.  

Пример подобного устройства автоматический комплекс противодействия БпЛА в секторе 360° – "Бастион-Автоматика", имеющий  дальность обнаружения и идентификации БпЛА в условиях «прямой видимости», с сужением сектора до 60° в радиусе не менее 10 км, при дальности уверенного подавления каналов спутниковой навигации, связи и управления БпЛА не менее 2 км. 

Категория В (масса более 300 кг, при этом аппаратура РЭП занимает значительно больше места по габаритам). Это мобильные многофункциональные комплексы противодействия БпЛА, которые осуществляют комплексное противодействие БпЛА путем обнаружения и радиоподавления каналов управления и спутниковых систем навигации.

Такой многофункциональный комплекс РЭП оснащается системами: радиолокационного и радиотехнического обнаружения и идентификации БпЛА, оптико-электронного наблюдения БпЛА и системами обеспечения, а также системой прицельно-заградительного радиоподавления каналов управления и приемников спутниковой системы навигации.

Подобный комплекс может устанавливаться непосредственно на грузовую платформу легкого транспортера «Ласок 3-Т» совместно с броне-модулем управления, и применяться как специализированное средство для борьбы беспилотниками.

Пример такого изделия: комплекс РЭП «Сапсан-Конвой», см. фото 2. Этот комплекс способен в секторе: 360°, и по высоте 0-5000 м, обнаруживать даже сверх малоразмерные цели, типа микро БпЛА (квадрокоптеры) с ЭПР=0,003 кв.м., на дальности до 6 км, и подавлять БпЛА на дальности – не менее 4 км. А беспилотники самолетного типа, данный комплекс РЭП способен подавлять на дальности уже не менее 25 км (при скоростях БпЛА до 300 м/с).

Подобные комплексы РЭП имеют возможность работы в любое время года и суток, в том числе при отсутствии оптической видимости: осадки, туман, задымление или запыление атмосферы.

Бронемашины, укомплектованным  комплексами РЭП как правило, работают в паре с другими легкими аэромобильными бронемашинами, которые используются как боевые единицы, оснащенные например, многоствольными системами скорострельного стрелкового вооружения малого калибра.

Эти системы вооружения предназначены для решения различных задач, и конечно для уничтожения на малых высотах сверх малоразмерных, низкоскоростных целей (типа полимер-пластиковых БпЛА и планеров), не поражаемых существующими системами РЭП.

Подобные БпЛА получили широкое распространение, т.к. конструктивно могут не иметь систем онлайн-управления, навигации, наведения и пр., например, летят по заданному маршруту с помощью инерциальной системы отчета.