+7 (846) 274-27-67 

Инновационное Шасси

проектно-консалтинговый центр

www.инновационноешасси.рф 

Создание легкой бронемашины «Ласок» соответствует мировому тренду развития боевых машин

Анонс. Отдельные комментарии по теме БМ «Ласок» от «знающих» блогеров с интернет-портала «Военное обозрение»:

… И после Афгана, где наш спецназ активно использовал трофейные Тойоты с ДШК, и даже после потерь в Сирии, тактические тенденции в нашей армии, почему то не поменялись. 

… Компакт бронемашины типа Ласок-4 будут очень востребованы, они как «пешки» на шахматной доске – и их должно быть много, даже очень много!

… Например, в квартальной застройке, в горах и на сильно пересеченной местности, в каждую «дырку» не пошлешь парочку БМП или БТР …

… о Ласок-4 могу сказать, что для этой машины, по моему мнению, выбрана крайне удачная тактическая и рыночная «ниша». 

…Дизайн машины важен только слащавым мальчикам и их «телкам» – броневик это не Феррари или Ламборджини, бронемашина предназначена для войны, соответственно и вся конструкция должна быть этому подчинена.   

… А попробуй хотя бы с 200-х метров попасть из гранатомета в такую движущуюся мелкую бронированную «мыльницу» высотой 1,72 м или, например, во французский  броневик VBL (высота -1,7 м), зато в 7-ми тонный броне-гроб типа «Тигр», а тем более в 13-ти тонный броне-автобус «Тайфун 4х4» (высота 2,6 м) из гранатомета вряд ли промахнешься!

… С виду этот «Ласок 4П» типичный MRAP - клиновидный "скворечник", капотное решение, отсутствие колесных арок. А "красоты" от MRAP ждать не стоит - все поставлено в угоду защитным свойствам.

… Автор «Необязательно именно эта модель, но концептуально схожие бронемашины с улучшенной противоминной защитой, противопульным бронированием и небольшими габаритами, которые могли бы легко использоваться в труднодоступных районах».
Во второй Чеченской компании - БМП и БМД в горы таскали на внешней подвеске МИ-26. Не знаю как по эстетике, но они ещё в «брюхе» одновременно тащили пехоту с 120мм минометами включительно. 

… В точку. Никогда еще у ВДВ/СН не было легкой многоцелевой тактической аэромобильной бронетехники. А она ох, как была нужна, почти всегда. И сколько бы она жизней спасла, во время той же чеченской...

… Кстати такая форма крыши может дать больше защиты бойцам, которые будут за машиной при обстреле с высот, получается типа козырёк … 

… Моторное отделение тоже достойно выглядит, рассчитанные углы брони и шторка радиатора также. 

… Ремонтопригодность и насыщенность ЗИПами частей...

… Вывод, данный аппарат, если пройдёт положенные испытания в частях, может быть Армии крайне полезен и востребован.
 

Введение. Некоторые тактические особенности в конфликтах низкой интенсивности

Тяжелые колесные бронемашины (БТР, БМП) и многоместные габаритные бронеавтомобили – весьма прибыльные в производстве даже небольшими партиями, они имеются во всех ведущих зарубежных странах, и в России, по примеру Запада, практически каждый производитель большегрузных автомобилей делает свои бронированные версии.
Но текущие тенденции и соответственно, новые Стратегии развития мирового рынка бронеавтомобилей и тяжелых колесных боевых машин, за последние 5-6 лет стали меняться существенно. 

Немаловажную роль в этом сыграли и большие потери бронетехники в Сирии, Ираке, Ливии, Йемене и в конфликте на Донбассе. Например, только в боях в Сирии потери противоборствующих Сторон, в танках и в другой тяжелой бронетехнике – превысили 2500 единиц. 

Применение в стесненных условиях населенных пунктов и в гористой местности танков и других, тяжелых боевых бронемашин из-за их габаритов, а в первую очередь из-за высокой вероятности поражения противником из РПГ и ПТРК (и даже с больших дистанций), существенно ограничивает использование такой дорогостоящей бронетехники. Опыт антитеррористических операций в Чечне в 90-е годы, в Сирии и в др. локальных конфликтах показал, что в городских кварталах и в горной местности, боевые операции с непосредственной поддержкой наступающей пехоты тяжелой бронетехникой, как правило, приводят к существенным потерям танков, БМП и БТР.

При анализе новых военных конфликтов, отмечены особые тенденции, где  эффективными средствами локального уничтожения тяжелой бронетехники, кроме РПГ и ПТРК, могут быть и ударные беспилотные летательные аппараты (БпЛА), к ним можно отнести также недорогие, легкие барражирующие боеприпасы или дроны-камикадзе, действующие даже на значительном удалении от оператора (до 80-100 км).

Давно известно, что обнаружение различными средствами радиолокации, системами спутникового и воздушного  наблюдения – габаритных наземных целей, по сути, массивных железных коробок, даже на сравнительно большом расстоянии, не составляет особого труда.     

БпЛА оказались достаточно эффективным и недорогим средством относительно других систем высокоточного оружия, что в свою очередь, существенно обострило проблемы по высокой уязвимости тяжелых боевых машин и крупногабаритных бронеавтомобилей от средств воздушного нападения. 

О масштабах этой новой опасности свидетельствуют цифры западных экспертов, информирующих об уничтоженной в ходе недавнего конфликта в Нагорном Карабахе тяжелой бронетехники Армении и НКР: 119 танков, 21 БМП, 42 шт. САУ, МТЛБ и другой бронетехники, а также множество грузовиков и др. транспортных средств. 

Известно, что значительная часть боевых машин была поражена с воздуха при помощи беспилотников турецкого, израильского и азербайджанского производства. Также имеются значительные боевые потери ствольной артиллерии, РСЗО, других систем вооружения и специальной техники.

Конечно, огромные потери обороняющейся армянской стороны в бронетехнике и другом вооружении, за период короткого, полуторамесячного конфликта – трудно поддавались бы объяснению, если бы не эффективное применение противником БпЛА. Причем боевые действия велись на относительно маломасштабном ТВД, где маневр наступающего противника, в том числе и тяжелой бронетехникой, был существенно ограничен. 

В подобной местности для защиты территории или проведения контратак опорных пунктов противника, в полной мере могли бы быть использованы маневренность и огневая мощь компактных тактических боевых машин. Такие бронемашины можно эффективно применять для защищенной доставки оперативного десанта в составе небольших боевых групп, непосредственно к передовым позициям противника, с определением по месту «рубежа спешивания» - для уничтожения его живой силы и огневых точек.

В этом случае, для противника, бойцы штурмующих подразделений перестают быть легкими (полигонными) мишенями на поле боя и могут вступить в боевой контакт – уже в непосредственной близости к передовым окопам противника или на ближнем участке его позиций, например, в квартальной застройке.

Количество локальных конфликтов, так называемых военных конфликтов низкой интенсивности – растет по всему миру, поэтому западные армии стали учитывать эти устойчивые тенденции в особенностях боевой подготовки. Например, не смотря на поступление в армию США десятков тысяч новых 4-х (2-х) местных бронеавтомобилей типа Oshkosh L-ATV с усиленной противоминной защитой (в 2015 г. Минобороны США подписало контракт на 49,1 млрд. дол.) – в большинстве армейских подразделений боевые автомобили HMMWV остаются на вооружении (в России известны, как «Хаммер»). 

Это связано еще и с тем, что некоторые рода войск, в том числе морскую пехоту США, которая имеет в эксплуатации более 20 тыс. HMMWV – не устраивают чрезмерные массо-габаритные характеристики нового бронеавтомобиля Oshkosh L-ATV. В этой связи, по некоторым сведениям, активно ведутся новые разработки по снижению габаритов и массы бронеавтомобилей типа Oshkosh L-ATV. 

В ведущих зарубежных армиях, одно из приоритетных направлений в развитии боевых машин в настоящее время – создание и совершенствование Малых бронированных штурмовых Средств, с дальнейшей перспективой полного перехода на Автономные Системы боевых бронированных Роботов. 

Бронемашина «Ласок 4-П» соответствует мировым тенденциям развития боевых машин

Учитывая мировые приоритеты на сверхкомпактные боевые машины, в России был создан Опытно-макетный образец компактного экспериментального бронеавтомобиля (далее – Опытный образец): Аэромобильная легкая бронемашина (АлБМ) «Ласок 4-П». Опытный образец АлБМ «Ласок 4-П» (4-х местный броне-пикап), собран в инициативном порядке, в 2020 г, под руководством специалистов ПКЦ «Инновационное Шасси».

 При заданном классе баллистической и противоминной защиты, для обеспечения массы бронемашины в пределах 2-х тонн (для перевозки вертолетами типа Ми-8) и снижения основных демаскирующих признаков, в том числе радиолокационной заметности – в конструкции машины комплексно применены фасеточные технологии в сочетании с рациональными углами наклона броне-поверхностей корпуса, см. фото 1.

Естественно, фасеточные технологии для бронетехники несколько отличаются от применения в авиастроении, например, фасеточных форм у самолетов, где особенности архитектуры летательных аппаратов – для снижения радиолокационной заметности, практически не связаны с бронированием корпуса. 

Даже при современных технологиях, достаточно сложно совместить на бронетехнике применение фасеточных форм, снижающих радиолокационную заметность машины – в сочетании с обеспечением на корпусе рациональных углов наклона брони, которые применяется для повышения защищенности бронемашины, при одновременном некотором уменьшении массы бронекорпуса.  

Например, для снижения радиолокационной заметности нового российского танка «Армата» (в верхней проекции), на его башне кроме применения материалов, поглощающих радиолокационное излучение, дополнительно установлены специальные конструкции (легкий кожух) с геометрическими характеристиками, оптимизированными для снижения заметности в радиолокационных диапазонах длин волн. 

С учетом особенностей фасеточных форм для наземной техники, на бронемашине «Ласок 4-П» выполнена специальная конфигурация бронирования крыши, боковых поверхностей, передней и задней частей корпуса, а также плоскостей моторного отсека машины. При этом бронирование моторного отсека АлБМ «Ласок 4-П» построено по специальной системе, основанной на принципах «сэндвич-сегментирования» разнесенной брони, снижающей тепловизионную заметность машины, с применением уникальной ленточно-рантовой броне-защиты радиаторов жидкостного охлаждения двигателя.  

Известно, что ходовая часть боевых машин: гусеницы, шины, агрегаты, и другие механизмы после некоторого пробега нагреваются и приобретают излучательную способность, которая регистрируется на экранах тепловизоров. Например, для снижения тепловой сигнатуры (теплового излучения): шин, гусениц и опорных катков бронемашин, которые могут быть не полностью прикрыты броневой юбкой – дополнительно, на корпус машины устанавливаются элементы гибкой юбки.     

Аналогично, и на АлБМ «Ласок 4-П», для снижения фронтальной излучательной способности шин, на передних и задних крыльях колес – спереди, установлены резино-полимерные гибкие юбки, выполняющие также роль брызговиков при движении машины задним ходом. 

В числе других особенностей конструкции: передние бронестекла уменьшены и расположены вертикально с небольшим смещением под углом, это дает ряд важных преимуществ, среди которых – существенное повышение антибликовых характеристик бронестекол, что также снижает заметность машины на большом расстоянии. 

Конечно, дизайн основных поверхностей бронекорпуса АлБМ «Ласок 4-П», как и у большинства утилитарных внедорожников, достаточно прост, ведь здесь в первую очередь, приоритеты были отданы другим более важным задачам. При этом бронемашина «Ласок 4-П» получила низкий силуэт и несколько суровый внешний облик, но необычно приземистый корпус новой машины практически не влияет на ее проходимость, например, на бездорожье, так как бронемашина имеет короткую колесную базу. 

Для соблюдения конфиденциальности по конструкции отдельных элементов, некоторые из них на Опытном образце – изменены, также часть элементов корпуса и складывающаяся башенная установка на фото закрыты непрозрачной пленкой. Название бронемашины "Ласок" происходит от названия самого маленького плавающего, стремительного и бесстрашного ночного охотника животного мира: Ласки.      

Предназначение и основные характеристики АлБМ «Ласок 4-П»

Бронемашина создана на основе детального анализа боевых операций в различных локальных конфликтах и предназначена для выполнения задач в составе разведывательных и специальных групп, других передовых боевых подразделений (до 3-х бронемашин на штатное отделение) – в сложных условиях: горной, сильно пересеченной местности и в квартальной застройке. 

Приоритеты в оснащении бронемашинами сверхлегкого класса «Ласок 4-П» армейских подразделений и других силовых структур:  
- воздушно-десантные войска, инженерно-штурмовые и разведывательные группы, и другие спецподразделения Российской армии;  
– боевые группы для патрулирования и обеспечения походного охранения колонн (из состава штатных мотострелковых подразделений); 
- погранотряды Пограничной службы ФСБ России; 
- армейские высоко мобильные Батальонные тактические группы (БТГ), каждая со штатной численностью от 900 чел; 
- легкие бригады Российской армии;  
- бригады специального назначения Росгвардии и др.

А также в целях дальнейшего повышения мобильности армейских подразделений, бронемашины «Ласок 4-П» могут использоваться в качестве машин связи и управления, например: штатная машина командира роты, а в будущем, и для оснащения командира каждого отдельного взвода в батальонном звене (на замену не бронированному командирскому УАЗу).  
Компактная бронемашина «Ласок 4-П» с броне-капсулой на 4-х человек и модулем грузового отсека, специально разработана с низким силуэтом и параметрами небольшой массы (компактный несущий бронекорпус), для обеспечения возможностей транспортировки внутри многоцелевых вертолетов типа Ми-8 АМТШ (Ми-171 Ш) – вместе с боевой группой.   

Известно что, на вертолетах МИ-8, которых с 1965 г, в разных модификациях (в том числе и на экспорт) было выпущено свыше 12 тыс. шт. – можно перевозить не только людей, но и различные габаритные грузы. 

Например, транспортный вариант Ми-8Т предусматривает перевозку пассажиров и грузов общей массой до 4000 кг. Размеры грузового отсека Ми-8Т: высота - 1,8 м, длина - 5,34 м, ширина (на полу) - 2,06 м.

При такой грузоподъемности вертолета, ограниченной высоте и ширине проема – в грузовом отсеке Ми-8 помещался только «низкорослый» внедорожник типа «Нива» («Lada 4х4») или УАЗ-469 (со снятыми дугами и верхом крыши), но армейским мобильным подразделениям необходим именно бронеавтомобиль – полно приводной, компактный и легкий, построенный на базе отечественных серийных агрегатов.  

И теперь оперативная, скрытная доставка боевых групп и колесных бронемашин, типа АлБМ «Ласок 4-П», даже на значительные расстояния – будет доступна и на Ми-8. 

Изготовление в короткие сроки Опытного образца Аэромобильной легкой бронемашины «Ласок 4-П» стало возможным за счет эффективного перехода предприятия, во второй половине 2019 г, на работу с Партнерами по системе аутсорсинга.

Опытный образец «Ласок 4-П», имеет в основе модульную компоновку от высоко бронированной штурмовой машины (БШМ) «Саранча»: Ласок-6 (см. Рендер БШМ на 1-й странице сайта), но оснащен более легким шасси 4х4. Информация о Проекте БШМ «Саранча» впервые была представлена на Форуме «АРМИЯ-2019». См. в Каталоге форума «АРМИЯ-2019», в разделе: Вооружение и техника Воздушно-десантных войск. 

Снаряженная масса данного Опытного образца АлБМ «Ласок 4-П» – 2045 кг (двигатель, др. агрегаты и узлы от серийных легких внедорожных шасси Российских производителей), полная масса машины – до 2700 кг, грузоподъемность около – 650 кг.     

В конечной конструкции Изделия снаряженная масса АлБМ «Ласок 4-П» предполагается в пределах - 1900 кг (в базе, по 4-му классу защиты), а грузоподъемность – не менее 800 кг. Высота бронемашины «Ласок 4-П» - 1720 мм, ширина - 1880 мм, длина - 4580 мм (при сложенном кузове грузового отсека, длина машины - 3970 мм), колесная база - 2420 мм, дорожный просвет - 260 (370) мм, преодолеваемый брод - 0,9 м.

Длина бронемашины до 4-х метров необходима для авиа транспортировки, а также для перевозки на дальнее расстояние, например, одновременно 3-х машин – в кузове трейлера (фуры), со стандартной длиной 12 м, в 40-футовом морском контейнере или даже в кузове малотоннажного грузовика. 

За счет эффективно-рациональных углов наклона броне-поверхностей и компонентов разнесенной брони, общая толщина элементов стальной брони корпуса не превышает 4,5 мм (при этом толщина лобовой брони на отдельных участках: 6-8 мм), и с учетом специальной компоновки бронестекол, масса броне-капсулы совсем не большая. 

О высокой результативности использования эффективно-рациональных углов наклона броне-защиты говорит пример по БМП-1 (разработка 60-х годов прошлого века). Лобовая броня корпуса этой машины выдерживает попадание 23 мм бронебойного снаряда с расстояния в 500 метров (бортовая броня БМП-1 в разы слабее).  

С этой целью в передней (лобовой) клинообразной части корпуса БМП-1, верхний стальной бронелист толщиной около 7,0 мм (а это всего на 1,0 мм толще стальной нагрудной броне-пластины в советских бронежилетах), расположен под углом около 80° от вертикали (т.е. достаточно близко к горизонтальной плоскости). А нижний бронелист, из-за особенностей размещения агрегатов, установлен под углом всего 57° от вертикали, поэтому его толщина составила около 19,0 мм. 

Вследствие вышеуказанных эффективно-рациональных углов наклона передних бронелистов корпуса, на БМП-1 обеспечивается защищенность лобовой проекции машины (по приведенной, т.е. условной толщине броне-поверхностей), в эквиваленте, равном толщинам: 40 и 39 мм соответственно.

Здесь, расположение верхнего бронелиста под углом в 80° обеспечивает почти 6-ти кратное увеличение защиты, и соответственно 6-ти кратное уменьшение массы бронелистов на данном участке корпуса. Для нижнего бронелиста, установленного под углом 57° - достигается примерно 2-х кратная экономия на толщине и массе брони.

Некоторые другие сравнительные параметры. В СМИ имеются данные по броневой стали 37У, которая является близким аналогом броне-стали, применяемой на бронеавтомобиле «Тигр», у которого по 3-му классу защиты (по ГОСТ Р 50963)   примерная толщина брони – до 5 мм, а по 5-му классу – около 7 мм.

Стандартный лист броневой стали 37У, толщиной 4,3 мм (класс защиты Бр 3) и площадью 3,05 кв.м, имеет массу всего – 112 кг, то есть – 1 кв.м. броне-листа с условной толщиной в 1,0 мм имеет массу около 8,5 кг.

Причем, если установить данный броне-лист с реальной толщиной в 4,3 мм даже под относительно небольшим углом наклона к вертикали (рациональный угол), непробиваемость его по отношению к горизонтально летящей пуле – будет существенно повышаться: добавиться примерно более 1,5-2 мм приведенной толщины брони, и конечно класс защиты увеличиться. 

Для дополнительного повышения приведенной толщины брони (уровня защиты), в конструкции корпуса АлБМ «Ласок 4-П» применяется разнесенная броня – в виде «броне-сэндвича» из нескольких броне-листов с толщинами, в сумме не превышающих 4,5 мм, в этом случае к общей реальной сумме толщин листов в «броне-сэндвиче» добавляется еще от 1,0 мм приведенной толщины брони.  

Из данного относительного примера видно, что при использовании эффективно-рациональных углов наклона броне-поверхностей в комплексе с компонентами разнесенной брони, возможно получение сравнительно высокого класса баллистической защиты, даже при относительно не большой общей толщине брони, а соответственно и малой массе корпуса машины.  

Состав и характеристики штатных элементов разнесенного бронирования у «Ласок 4-П» зависят от класса защиты, в базе – это  4-й класс (5-й кл. – опция) по предыдущему ГОСТу Р 50963 «Защита броневая специальных автомобилей» или в соответствующих стандартах по ОТТ-9.1.12.1-2010. Причем в состав разнесенного бронирования специалисты подобрали компоненты, как из стали средней твердости, так и из стали высокой твердости.   

Броне-капсула АлБМ «Ласок 4-П» вмещает 4 человека и спроектирована с учетом обеспечения противоминной защиты военнослужащих, она имеет противоосколочный подбой и оснащается антитравматическими сиденьями. 

Конечно, исходя из обеспечения необходимой вместимости, заданного уровня противоминной защиты и аэромобильности – бронемашина «Ласок 4-П» по баллистическим показателям имеет относительно невысокий класс защиты. Например, ее баллистическая защита уступает Советскому легендарному легкому (боевая масса – 2,4 т), бронеавтомобилю БА-64 (2-х местный), 1942-1945 г.г. – лобовая броня которого, с рациональными углами наклона и толщиной до 15 мм, способна была выдерживать обстрел даже из пулемета кал. 12,7 мм.  

Специальная конфигурация и компоновка броне-капсулы АлБМ «Ласок 4-П», в числе других преимуществ, также обеспечивают возможность быстрой замены водителя на водительском сиденье (например, в случае его не дееспособности), а также непосредственный доступ в грузовой отсек – без покидания салона бронемашины: броне-капсула сообщается с грузовым отсеком посредством броне-двери на задней стенке. 

Грузовой отсек закрывается тентом и при необходимости в нем могут разместиться еще до 3-х чел. десанта (спиной к броне-капсуле) – здесь они имеют фронтальную и некоторую защиту по бортам (с дополнительными боковыми броне-щитками). С учетом компактных габаритов машины, грузовой отсек выполнен небольшим, но широким – 1,82 м. Для размещения дополнительных грузов и снаряжения, на крыльях задних колес и по бортам имеются специальные крепления (см. фото).    

Возможность дополнительного размещения военнослужащих в грузовом отсеке необходима, например, в случае срочного перемещения некоторого количества людей в заданный район, эвакуации экипажа с другой подбитой машины и пр., а в не боевой обстановке – для оперативной транспортировки военнослужащих и небольших грузов при выполнении служебных задач и т.п. 

Спереди моторного отсека имеется специальное место (площадка перед передним бампером) для установки лебедки и др. дополнительного оборудования – в штатных габаритах машины.  

Компактные размеры и малая масса бронемашины «Ласок 4-П», при достойных показателях противоминной и баллистической защиты (даже при обстреле с верхних этажей зданий), достигаются непосредственным применением инновационной блок-рамной конструкции шасси – в комплексе со специальной конфигурацией рационального бронирования (указанные Инновации зарегистрированы в Роспатенте как Изобретение).   

Для ряда модификаций колесных бронемашин «Ласок 4-П» предусмотрено специальное оснащение – в виде дополнительного комплекта резинометаллических гусениц: на осенне-зимний период или для применения на местности со слабой несущей способностью грунтов (песок, болотистые почвы, снег).  

Вооружение АлБМ «Ласок 4-П»

Из-за ограниченной высоты грузового отсека (1,8 м) на вертолете Ми-8, для бронемашин серии АлБМ предусмотрены башенные установки со складными броне-щитками и механизм убирающегося в салон пулемета калибра 12,7 мм (на специальном погоне). См. фото 1: на крыше бронемашины башенная установка в разложенном виде.   

Базовое вооружение бронемашины «Ласок 4-П»: пулеметы ПК и РПК кал. 7,62 (5,45) мм и пулемет «Корд», кал. 12,7 мм.  

Отдельно по приоритетам вооружения сверхлегкой бронемашины. Известно, что на дистанциях до 1300-1500 м, из крупнокалиберного пулемета (со специальным прицелом), практически на любой современной бронемашине Противника (включая танки), можно уничтожить: внешние приборы наблюдения и управления вооружением, триплексы механика-водителя и др. оборудование (в том числе защищенное броне-створками), то есть фактически надолго «ослепить» бронемашину Противника.  

Также из пулемета кал. 12,7 мм. «Корд», на указанных дистанциях, несложно поразить бронеавтомобили типа: «HMMWV», Fennek, Iveco LMV и др., а также большинство РСЗО и ракетных установок Противника.

Компактная бронемашина «Ласок 4-П», по сравнению с указанными более громоздкими бронеавтомобилями, при почти равном классе баллистической защиты, имеет существенные преимущества по малозаметности, маневренности, а соответственно большей живучести в боевой обстановке и особенно в квартальной застройке.

Другие особенности бронемашины «Ласок 4-П»

За счет использования особой конструкции шасси, изготовление бронемашин серии АлБМ, возможно на узлах и агрегатах практически любого легкого внедорожного шасси необходимой грузоподъемности, в том числе и зарубежного производства.    

На бронемашине «Ласок 4Л» предусмотрено 2 топливных бака, меньший из которых является резервным и размещается в забронированном пространстве. Топливные баки взрывобезопасные, в частности в них предусмотрен ячеистый наполнитель, который уменьшает опасность детонации паров топлива. В колесах бронемашины предполагается устанавливать пулестойкие пластиковые вставки - ограничители деформации шины, позволяющие даже при поврежденной шине продолжить движение.     

При транспортировке спецподразделений вертолетами типа Ми-8, и последующим маршем боевой группы на значительное расстояние, например, в составе полного отделения – к 7-ми военнослужащим, размещаемым на бронемашине «Ласок 4-П», еще 3-5 чел. с имуществом и снаряжением – дополнительно можно перевозить на буксируемом автоприцепе.   

Для этих целей предусмотрен переоборудованный легкий одноосный прицеп (на базе гражданского прицепа), который вместе с бронемашиной (кузов грузового отсека сложен), размещается специальным образом в одном вертолете Ми-8. 

При тактической переброске вертолетами боевых групп и легких бронемашин одновременно с большим объемом снаряжения – в целях реализации отдельных спецзадач, а также для ускорения доставки, высадки, дезинформации противника и пр., может, применяется известная «челночная» схема доставки. Здесь в нескольких десятках километров от фактического места высадки, часть имущества в заданном районе на парашютах или без них, выбрасывается с вертолетов, а потом высадившиеся спецгруппы на легких бронемашинах с прицепами – забирают указанное имущество из заданного района.   

Предполагается и амфибийная модификация АлБМ «Ласок 4-П» – плавающая. При изготовлении сверх легкой боевой амфибии не планируется массовое применение легких броне-сплавов, ввиду их недостаточной эффективности для бронемашин с относительно невысоким классом защиты (в категории: стоимость-защита). Для плавающей бронемашины (по которой мы сейчас ведем работу), предусматривается комбинированная защита из броневой стали и металлополимеров. 

В будущем на бронемашины «Ласок», планируется устанавливать робототехнические комплексы управления машиной и вооружением, в этом случае каждая бронемашина сможет выполнять задачи прикрытия и огневой поддержки своей боевой группы в дистанционно-управляемом режиме. 

Приглашаем Инвесторов и Партнеров в этот Проект.

«Ласок-РЭП» - борьба с беспилотниками

На базе Аэромобильной легкой бронемашины (АлБМ) «Ласок» предполагается создавать ряд модификаций «Ласок-РЭП» с установкой специального оборудования для борьбы с низко высотными беспилотными летательными аппаратами (БпЛА). 

Специальное оборудование радиоэлектронного противодействия (РЭП), но более увеличенной дальности предполагается устанавливать и на разрабатываемый сейчас для перевозки внутри вертолетов Ми-8 – аэромобильный легкий транспортер (АЛТ).

Коротко о легком транспортере. Аэромобильный легкий транспортер «Ласок 3-Т» – это компактный рамный автомобиль снаряженной массой до 1,8 тонны, с 3-х местной броне-кабиной, построенной на принципах противоминной защиты, легким шасси 4х4, низким силуэтом и универсальной модульной платформой.

Как и у компактной бронемашины «Ласок 4-П», на легком транспортере, предполагается бронирование кабины не менее 4-го класса (5-й класс – опция) по ГОСТ Р 50963 (предыдущему) или в соответствующих стандартах по ОТТ-9.1.12.1-2010.

 Габариты легкого транспортера «Ласок 3-Т» не превышают 1,8 м по высоте – для возможности его транспортировки внутри вертолетов типа Ми-8. Грузоподъемность АЛТ – до 1,2 т (отдельные модификации – плавающие). Базовое вооружение – пулемет РПК.

Компактный бронированный легкий транспортер оснащается универсальной платформой – для размещения различного вооружения, например минометов кал. 120 мм, легких зенитных установок и др., также АЛТ может использоваться для перевозки специального снаряжения боевых групп, различных грузов, в качестве легкого тягача и пр.   

В состав базового дополнительного оборудования указанных бронемашин может входить модульный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП), специальная демпфо-платформа комплекса и автономный дизель-генератор. На второй бронемашине может располагаться модуль скорострельного вооружения малого калибра.

Комплект активных элементов комплекса РЭП устанавливается в грузовом отсеке бронемашины «Ласок 4-П» или на грузовой платформе (у АЛТ «Ласок 3-Т») – в специальном защищенном «броне-колодце».

При переводе комплекса в рабочее положение, под управлением оператора, активные элементы обнаружения и радиоэлектронного противодействия, из «броне-колодца», подымаются над крышей машины – для осуществления непосредственного поиска, обнаружения и радиоэлектронного противодействия объектам противника. 

Специальная демпфо-платформа комплекса сглаживает вибрации при движении бронемашины – для обеспечения устойчивой работы оборудования РЭП.

Для комплектования бронемашин средствами борьбы с беспилотниками рассматриваются комплексные системы от различных отечественных производителей.

Их условно можно разделить на 3 основных категории:

Категория А (масса 25-50 кг), легкий объектовый комплекс радиоэлектронного противодействия, например, типа "Купол-ПРО" (стоимость от 1 млн. руб), см. фото 1. Подобный комплекс РЭП путем заградительного электромагнитного воздействия всенаправленного действия 360°х180°, выводит из строя радиоэлектронные системы БпЛА в радиусе: 2-3 км и по высоте: около 1,5-2 км.

Для защиты от БпЛА объектовый комплекс может устанавливаться на любой стационарный объект или отдельную машину, в том числе и для защиты небольшой группы машин.   

Категория Б (масса около 100 кг), более мощные комплексы с увеличенной дальностью обнаружения и зоной радиоэлектронного противодействия БпЛА. Они существенно больше предыдущей модели по габаритам, такой комплекс может устанавливаться непосредственно в грузовой отсек АлБМ «Ласок 4-П», и применяться как специализированное средство для борьбы с беспилотниками.  

Пример подобного устройства автоматический комплекс противодействия БпЛА в секторе 360° – "Бастион-Автоматика", имеющий  дальность обнаружения и идентификации БпЛА в условиях «прямой видимости», с сужением сектора до 60° в радиусе не менее 10 км, при дальности уверенного подавления каналов спутниковой навигации, связи и управления БпЛА не менее 2 км. 

Категория В (масса более 300 кг, при этом аппаратура РЭП занимает значительно больше места по габаритам). Это мобильные многофункциональные комплексы противодействия БпЛА, которые осуществляют комплексное противодействие БпЛА путем обнаружения и радиоподавления каналов управления и спутниковых систем навигации.

Такой многофункциональный комплекс РЭП оснащается системами: радиолокационного и радиотехнического обнаружения и идентификации БпЛА, оптико-электронного наблюдения БпЛА и системами обеспечения, а также системой прицельно-заградительного радиоподавления каналов управления и приемников спутниковой системы навигации.

Подобный комплекс может устанавливаться непосредственно на грузовую платформу легкого транспортера «Ласок 3-Т» совместно с броне-модулем управления, и применяться как специализированное средство для борьбы беспилотниками.

Пример такого изделия: комплекс РЭП «Сапсан-Конвой», см. фото 2. Этот комплекс способен в секторе: 360°, и по высоте 0-5000 м, обнаруживать даже сверх малоразмерные цели, типа микро БпЛА (квадрокоптеры) с ЭПР=0,003 кв.м., на дальности до 6 км, и подавлять БпЛА на дальности – не менее 4 км. А беспилотники самолетного типа, данный комплекс РЭП способен подавлять на дальности уже не менее 25 км (при скоростях БпЛА до 300 м/с).

Подобные комплексы РЭП имеют возможность работы в любое время года и суток, в том числе при отсутствии оптической видимости: осадки, туман, задымление или запыление атмосферы.

Бронемашины, укомплектованным  комплексами РЭП как правило, работают в паре с другими легкими аэромобильными бронемашинами, которые используются как боевые единицы, оснащенные например, многоствольными системами скорострельного стрелкового вооружения малого калибра.

Эти системы вооружения предназначены для решения различных задач, и конечно для уничтожения на малых высотах сверх малоразмерных, низкоскоростных целей (типа полимер-пластиковых БпЛА и планеров), не поражаемых существующими системами РЭП.

Подобные БпЛА получили широкое распространение, т.к. конструктивно могут не иметь систем онлайн-управления, навигации, наведения и пр., например, летят по заданному маршруту с помощью инерциальной системы отчета.