+7 (846) 274-27-67 

Инновационное Шасси

проектно-консалтинговый центр

www.инновационноешасси.рф 

Технологические особенности легких бронеавтомобилей в России и за рубежом

 

10.06.2019

 

Израильская бронемашина модульной конструкции Мантис (Mantis в переводе – Богомол)

С развитием новых видов малоформатных модульных вооружений, военные эксперты замечают в некоторых странах (США, Израиль, Франция и пр.) продолжающиеся тенденции – по фактическому созданию и развитию Малых бронированных штурмовых Средств, с дальнейшей перспективой полного перехода на Автономные Системы боевых бронированных Роботов.  

Современное развитие систем вооружения и масштабное применение электроники (базовой технологии армии будущего) привело к тому, что боевые действия ведутся по принципу «нашёл — уничтожил». Соответственно, одним из приоритетных направлений разработок является достижение «малозаметности» транспортного средства: чем меньше цель, тем трудней в неё попасть.

Этот принцип используют многие производители авто бронетехники. Но габариты агрегатов, оборудования и необходимые внутренние объёмы бронекорпуса не позволяют использовать этот подход полностью. Поэтому конструкторы стараются максимально уменьшить высоту машин. В случае с колёсной техникой в приоритете схема «клиренс + внутренний объем салона». Это влечёт за собой минимизацию габаритов рамы и элементов кузова.

Обнаружение средствами радиолокации наземных целей, по сути, больших железных коробок, не составляет труда. Объекты с покрытием из радиопрозрачных композитных материалов, могут быть почти «невидимы», поэтому за рубежом чаще применяется дорогая керамическая или композитная броня. Снижение видимости узлов и агрегатов, выполненных из металла, осуществляется экранированием.

По оценкам ряда наших и зарубежных специалистов, компактные боевые машины и в дальнейшем будут в приоритете, как одно из наиболее перспективных направлений повышения мобильности и боеспособности различных Родов войск.

Бронемашина Fennek , длина- 5,58 м, ширина - 2,55 м, высота (по крыше) - 1,79 м, защита: противопульная, противоминная, СВУ, РПГ, на крыше пулемет M2HB, кал. 12,7 мм

Одной из особенностей современного этапа  является то, что в классе боевых колёсных машин в США и европейских странах сделан акцент на лёгкие и средние бронемашины и грузовики полной массой 5-7 т. 

По статистике, сейчас это соотношение равно 10:1, т.е. на каждый военный колёсный грузовик полной массой свыше 12-15 т. приходится примерно 10 шт. лёгких и средних машин.

Но по оценкам ряда военных экспертов, для современных театров военных действий (ТВД) с большим количеством промышленных зон и компактных городских застроек, для эффективного обеспечения боевых действий - этот показатель должен быть не менее 15:1.

Это качественный уход от массового Гигантизма в концепциях бронеавтомобилей - в сторону именно количественного увеличения, участвующих в локальных боевых операциях, малых бронемашин с небольшой вместимостью л/состава боевой группы, но с увеличенной вооруженностью и усиленным бронированием машины, что повышает эффективность боевых операций и существенно снижает риски боевых потерь военнослужащих.  

У части зарубежных разработчиков бронеавтомобилей сформировались классические конструктивные тенденции, где в приоритете – капотная компоновка на базе серийных коммерческих автомобилей, но на специально усиленных противоминных рамных шасси военного назначения, например, в этом направлении работают в компаниях Mowag (Швейцария), ВАе Systems (ЮАР), KMW (Германия), Iveco (Италия).

Турецкая бронемашина PARS 4x4 со сменным боевым модулем: ПТРК или с пулеметом M2HB, кал. 12,7 мм

В подобных конструкциях капотной компоновки, значительная часть броне-защиты расходуется на усиление широкой передней стенки бронекорпуса (от двигателя) и достаточно большого по площади – днища бронемашины, с вынужденным повышением бронирования «взрыво-приемного» моторного отсека, т.к. в 70% случаев взрыв мины или СВУ происходит под передними колесами.

Российские разработчики бронеавтомобиля «Тигр», в 2002 г. также выбрали капотную компоновку, как у Humvee (Хамера) 1984 года выпуска и продолжают производство БА «Тигр» без особых изменений в конструкции, поэтому и масса «Тигра» даже при слабом бронировании – значительная.

Хотя еще раньше на рынке легких бронеавтомобилей стали появляться и более совершенные разработки: в 2000 г – Fennek (ФРГ), а затем и PARS 4x4 (Турция), Mantis - Богомол (Израиль), Arquus Scarabee (Франция), а также ряд других компактных бронеавтомобилей, с заднемоторной компоновкой.

У бронированной штурмовой машины (БШМ) «Саранча», также применена заднемоторная компоновка, но в отличие от зарубежных моделей была разработана более эффективная, многогранная конструкция броне-капсулы с использованием рациональных углов наклона броне-листов в передней части, а также в верхних, нижних и бортовых проекциях, что существенно повысило защищенность бронемашины.

Легкая французская бронемашина Scarabee, которая может оснащаться боевым модулем Hornet 30, с 30-мм автоматической пушкой

Бронемашины Проекта «Саранча» построены по схеме несущего бронекорпуса (несущей броне-капсулы) с высокой баллистической и противоминной стойкостью, и модульных узлов блок-рамного шасси (так называемых модульных «расходников» элементов шасси).

Это в корне отличает БШМ «Саранча» от всех существующих конструкций легких бронеавтомобилей.

 При данной заднемоторной компоновке, обеспечивается низкий силуэт бронемашины (из конструкции исключена высота рамы и креплений) и широкое поле защищенного обзора для водителя бронемашины (минимально – 180 град.), что позволяет передвигаться на высокой скорости в стесненных условиях городской застройки.     

С нашей точки зрения, для малых бронемашин, разработанное нами Концептуальное решение БШМ, с несущей броне-капсулой и заднемоторной компоновкой – с модульными блоками из унифицированных элементов шасси серийных автомобилей, более эффективно и значительно дешевле в производстве и в текущем обслуживании.

Важно, что выбранная Концепция обеспечивает значительное повышение защищенности БШМ «Саранча» при  существенном снижении массы общего бронирования.

Для высокой противоминной стойкости, предусмотрена инновационная конструкция V-образного днища повышенной жесткости.

БШМ штатно оснащается: крупнокалиберными пулеметами (кал. 14,5 мм или 2х12,7 мм) в бронированной башенной установке (боевом модуле) или 23-мм автоматической пушкой ГШ-23, а также 2-мя пулеметами кал. 7,62 мм, автоматическими гранатометами или другими видами вооружений (ПУ ПТУР или ЗРК).

Для обеспечения максимальной защиты военнослужащих, кроме модульной конструкции машины, разработан еще ряд совершенно новых и революционных конструкторских решений. Например, для БШМ разработано инновационное решение с 2-х объемным бронекорпусом и размещением двигателя и трансформ броне-секций для транспортировки дополнительного десанта (или грузов) в кормовой части – за броне-капсулой.

Бронированная штурмовая машина «Саранча» (Проект), вид сверху, с башенной установкой на 2 пулемета «Корд» кал. 12,7 мм

Чем также было достигнуто значительное уменьшение площади и массы лобового бронирования (как правило, мощного и тяжелого, характерного для бронемашин капотной компоновки).

 Здесь низкий силуэт, компактность и высокая маневренность БШМ «Саранча» – важная часть целостного стратегического подхода к живучести бронемашины в боевых условиях.

Несущий модуль броне-капсулы экипажа находится в передней части машины и обладает высокими параметрами броне-защиты:

- в лобовой проекции – защищает от огня 30-мм автоматических пушек;

- в верхней, тыльной и боковых проекциях – защищает от огня стрелкового оружия калибра 12,7 мм.

Такую защиту из Российских бронемашин имеют только БМП-3 и БМД-4М, а также новые тяжелые БМП и БТР (Курганец, Бумеранг, Тайфун-К). 

В броне-капсуле БШМ на 4-х человек, для экипажа и десанта предусматриваются энерго-поглощающие кресла с бортовыми или верхними креплениями, и имеющие амортизационные механизмы, обеспечивающие необходимое поглощение энергии, при взрыве мины или СВУ под колесом или днищем бронекорпуса БШМ.  

Здесь учтены важные приоритеты по сбережению жизни военнослужащих и не только в морально-политическом плане.

Например, сегодня даже в экономическом  отношении, стоимость подготовленного и оснащенного солдата – крайне высока (а не подготовленный и не оснащенный солдат в бою – неэффективен), кроме того потери военнослужащих обществом воспринимаются весьма болезненно.  

И чтобы снизить эти материальные и человеческие риски, в современных армиях идет поиск новых решений по боевым бронемашинам и тактике их применения.

Бронированная штурмовая машина «Саранча» – один из вариантов эффективного инновационного подхода к подобной проблеме.

 

Примечание: Все справочно-аналитические данные получены из открытых источников.  

 

 

Сергей Толмачев, эксперт-аналитик.